Вернуться к алгоритму -> Словарик
 Воспитание

В соответствии с Законом об образовании "воспитание - это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде".
Суть воспитания - это управление процессом развития и формирования личности через создание для этого благоприятных условий (Х.Й.Лийметс, Л.И.Новикова).
Данное определение воспитания представляется нам наиболее убедительным. Оно небольшое по объёму,  а это немаловажно для удобства его использования. В нём чётко обозначена специфика цели воспитания – развитие личности ребёнка. Наконец, в нём наиболее удачно отражена суть феномена воспитания – управление через создание благоприятных условий.
Лучше понять это нам поможет обращение к метафоре. Рассмотрим в этой связи такой популярный сегодня вид спорта как кёрлинг. Суть этой игры в следующем: играют на ледяной площадке; к отмеченной на ней цели («дому») один из игроков команды запускает камень. Получив от игрока энергию для движения и общий его вектор, камень скользит по льду самостоятельно и может как достичь цели, так и остановиться в стороне от неё, за ней или перед ней. Первый игрок уже не в силах повлиять на камень. Но двое других игроков команды могут немного скорректировать его путь. Специальными щёточками они обрабатывают перед скользящим камнем лёд, создавая тем самым необходимые (благоприятные) условия для его оптимального движения. Что делают эти игроки? Управляют движением камня! Могут ли они кардинально изменить его траекторию, остановить или повернуть вспять? Нет! А вот скорректировать – могут! А теперь посмотрим на эту игру как на образ воспитания. Движение камня здесь – процесс развития ребёнка. Игрок, придавший камню энергию и общий вектор движения, образно воплощает в себе родителей ребёнка, подаривших ему жизнь, предков, чьи гены он унаследовал, этнос, чей веками складывающийся менталитет он будет нести в себе на протяжении всей жизни (а кто-то скажет, что этот Великий Игрок — сам Бог). Цель здесь намечается обществом, это тот образ личности, который признаётся сообразным культуре данного общества.  Игроки же со щёточками в руках – это и есть те, кто в меру своих возможностей и умений создают благоприятные условия для развития личности ребёнка, – семья, педагоги, другие взрослые.
Следует заметить, что далеко не всё в развитии личности ребёнка связано с его воспитанием. Личностное развитие может происходить и в процессе непреднамеренного влияния общества на ребенка (то есть в процессе стихийной социализации), и в процессе самостоятельного конструирования ребёнком своей индивидуальной картины мира (то есть в процессе его саморазвития).
Также воспитание не следует воспринимать только в контексте позитивного влияния на человека. Известно, что воспитание может быть как гуманистическим, так и негуманистическим; ориентирующим ребенка как на просоциальные, так и на антисоциальные ценности. К сожалению, примеров тому в истории немало.
Воспитание может осуществляться в различных средах: в семье, в детских общественных объединениях, религиозных, спортивных организациях, в системе образования.
Воспитание можно представить в виде  процесса и в виде деятельности.